От бумеров до зумеров: как новый подход к владению автомобилем объединяет поколения

Согласно исследованиям, только 56% людей младше 30 лет планируют покупку автомобиля в собственность. Причем более половины из них хотели бы приобрести его онлайн. Доля тех, кто предпочитает иметь личную машину, заметно выше среди более возрастной аудитории. Например, среди людей старше 45 лет она достигает 70%.
Обратимся к теории поколений и выясним, что сегодня значит «владеть автомобилем» для практичных бумеров, продвинутых миллениалов и технологичных зумеров. Как изменилось отношение к машинам за последние 50–60 лет и как в цифровую эпоху появляются форматы, отвечающие запросам самых разных потребителей.
Покупка всей жизни
Первыми активными пользователями автомобилей были бумеры — люди, родившиеся в 1946–1964 годах. Это поколение, выросшее во времена вазовской классики, относится к машинам максимально серьезно. Тогда, чтобы купить «железного коня», можно было годами ждать своей очереди. Запчасти и шины были дефицитными, поэтому приходилось ездить аккуратно, чтобы как можно дольше обходиться без поломок.
Отсюда и вдумчивое отношение бумеров и «иксов» (1965–1980) к выбору автомобиля. Даже когда распался СССР и на рынок хлынули иномарки, предпочтение отдавалось надежным японским и немецким моделям. Машина покупалась надолго, поэтому должна была «бегать» десятки и сотни тысяч километров, не доставляя особых хлопот и не требуя больших затрат.
Бумеры и «иксы» — это самая консервативная аудитория. Им важно не только лично «пощупать» интересующий автомобиль и сравнить с ближайшими конкурентами на рынке, но и проанализировать стоимость обслуживания на ближайшие несколько лет. Кредитам и другим банковским продуктам они не доверяют, так как помнят о потере сбережений после развала Союза и последовавших дефолтах, поэтому в приоритете у них модели, которые можно купить за собственные средства.
Важная часть имиджа
Миллениалы (1981–2000) уже ничего не знают о дефиците советских времен, да и продукция отечественных автозаводов их совсем не привлекала при всем многообразии нулевых, когда первые представители этого поколения начали получать водительские удостоверения и покупать автомобили.
Автопром серьезно изменился с 1990-го по 2010 год: постоянно росла мощность двигателей, совершенствовалась аэродинамика, кузова начали делать из жестких сплавов. С каждым улучшением машины становились надежнее и безопаснее, выглядели интереснее и ехали быстрее, а вместе с этим менялось и отношение к ним. Автомобили начали рассматривать не только как средство передвижения, но и как источник развлечения и способ продемонстрировать свой статус.
Миллениалов можно назвать настоящими энтузиастами. Они интересуются автоспортом, активно читают профильную прессу, дискутируют на интернет-форумах, поэтому чаще всего точно знают, какая модель и для каких целей им подойдет. В отличие от бумеров и «иксов», миллениалы активно пользуются кредитами и другими банковскими продуктами, так как им важнее сразу получить желаемый автомобиль, который очень понравился, чем копить на него средства.

В погоне за трендами
Зумеры (1995–2012) не знают жизни без интернета и практически не расстаются со своими гаджетами. Отсюда и интерес к машинам, которые создаются с применением самых последних технологий. Кроме того, согласно результатам соцопросов, большую часть зумеров волнуют вопросы экологии и заботы о планете.
Автопроизводители активно используют эту тягу молодежи ко всему модному и современному. При обновлении модельных линеек техническая «начинка» автомобилей может практически не меняться, а вот мультимедийные комплексы модернизируются при выходе каждой следующей модели: добавляются протоколы подключения смартфонов, внедряются голосовые помощники с искусственным интеллектом. Крутым среди зумеров скорее считается электромобиль, заряжаемый от сети, нежели машина, которая ставит рекорды на гоночных треках, но потребляет слишком много топлива.
При выборе авто современная молодежь склонна больше опираться на отзывы в блогах и соцсетях. А вот посещать дилерские центры она в большинстве своем не заинтересована. Почти 45% молодой аудитории называют опыт офлайн-общения с автодилерами разочаровывающим из-за долгого ожидания специалиста, траты времени на обсуждение цен и скрытых платежей. И лишь 17% готовы довериться традиционным автосалонам.
В то же время зумеры не склонны к импульсивным покупкам: 81% тщательно изучает все доступные варианты, прежде чем выбрать что-то одно. Представители этого поколения не спешат обзаводиться собственностью и предпочитают пользоваться шеринговыми сервисами. Отчасти потому, что у молодежи еще нет достаточных накоплений на машину. С ростом цен столь дорогая покупка и вовсе становится не по карману, а кредитная история или отсутствие большого официального дохода могут помешать взять необходимую сумму в банке.
Таким образом, для зумеров одним из самых простых и удобных способов пользоваться автомобилем становится подписка — формат, знакомый многим благодаря онлайн-кинотеатрам и музыкальному стримингу. Плюсы для молодого поколения очевидны: можно выбрать интересующую машину онлайн, оформить подписку и, не оплачивая полную стоимость, сразу же сесть за руль. Вы получаете авто с обслуживанием за фиксированный ежемесячный платеж и пользуетесь им столько, сколько нужно.
Сервис для всех
Развитие шеринговых сервисов продиктовано одновременно и рыночной ситуацией, и мышлением молодых технологичных поколений, которые в ближайшие десятилетия станут значимой частью потребителей товаров и услуг и будут вносить основной вклад в экономику.
Предпочтения зумеров станут нормой для большинства. А это значит, что доля желающих купить автомобиль традиционным способом в дилерском центре будет сокращаться. И наоборот, тех, кому привычнее пользоваться онлайн-сервисами и сокращать расходы, заменяя покупку подпиской, будет становиться больше.
Мы изучили, какие способы владения машиной есть уже сегодня и где могут найти свой представители разных поколений. Подписка с обслуживанием автомобиля — для зумеров. Популярные немецкие и японские машины от ушедших из России автопроизводителей — для бумеров. Покупка с автокредитом и прозрачные цены — для миллениалов. Все эти форматы, которые на самом деле придутся по душе каждому автолюбителю независимо от возраста, объединил новый онлайн-сервис «ВТБ Авто». Разобрались, что он собой представляет, какие машины можно найти на витрине и какие способы подписки и покупки в нем доступны. Читайте об этом в следующей статье.